On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
дренг




Сообщение: 21
Настроение: супер пуперски
Зарегистрирован: 18.03.10
Откуда: Россия, Химки
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.10 21:04. Заголовок: Кафтан


Взято со старого форума Гардарики

Древнерусские кафтаны «восточного» типа
(мода, происхождение, хронология)
К.А.Михайлов

Исследователи костюма часто признают, что наши представления о древнерусской одежде зачастую фрагментарны и недостаточны для её детальной реконструкции. Преимущественно наши знания основаны на памятниках церковного изобразительного искусства (иконопись, фресковая живопись, книжные миниатюры) или, скупых на детали, летописных свидетельствах. Не редко изобразительные источники отражают сложившуюся в течение столетий церковную живописную традицию, которая может существовать, в виде общепринятого канона, значительно дольше, чем в действительности существовал тот или иной тип одежды, на них изображенный. Поэтому, памятники изобразительного, чаще всего церковного, искусства далеко не всегда могут служить основой для достоверной реконструкции исторического костюма[1]
Это утверждение наиболее справедливо для самого раннего периода древнерусской истории – X-XI вв. В это время главный фонд источников по костюму Древней Руси X-XI вв. составляют данные археологии: фрагменты тканей и одежды, украшения и фурнитура костюма, обнаруженные в древнерусских погребениях и на местах средневековых поселений[2] . В ситуации, когда наши представления о древнем костюме основываются на сохранившихся от него металлических украшениях, любые другие детали костюма становятся редкими и даже уникальными. Однако ещё большую ценность представляют серии предметов, относящиеся к одному виду одежды. Они позволяют нам реконструировать «типичный», наиболее распространенные типы костюма, а не только отдельную, случайно сохранившуюся деталь. Серия таких, близких друг другу остатков верхнего мужского костюма, была обнаружена в ряде ранних древнерусских могил.
Среди древнерусских погребений Х в. наиболее подробную информацию об остатках одежды можно получить из захоронений по обряду ингумации. Среди них наибольшим богатством и разнообразием инвентаря отличаются захоронения совершенные в деревянных погребальных камерах[3]. В древнерусских погребальных камерах остатки одежды и её металлические украшения зачастую находят на тех местах, куда их поместили во время церемонии погребения. Подобное размещение позволяет реконструировать тип одежды по расположению металлических украшений и фрагментам ткани.
В первую очередь следует упомянуть остатки мужской одежды, исследованные в кургане Дн-4 могильника Гнёздово под Смоленском. На дне могильной ямы in situ лежали фрагменты двух рядов узкой шелковой тесьмы, составившей что-то вроде нагрудника длиной 36 см, и ряд из 24 бронзовых пуговиц грибовидной формы с петельками для подвешивания (более крупный рисунок - рис.1). Как предположили исследователи, сохранившиеся вещи принадлежали к верхней запашной мужской одежде типа кафтана[4] . В другом гнёздовском захоронении, в погребальной камере кургана Поль-62, археологи нашли куски шелковой тесьмы аналогичные шелковой тесме из кургана Дн-4. Некоторые куски тесьмы сохранились вместе с бронзовыми пуговицами грибовидной формы, украшенные рифлением. Всего в камере обнаружили десять бронзовых и одну стеклянную пуговицу, аналогичные пуговицам из камеры Дн-4. М.В.Фехнер определила, что ткань из этой камеры была шелком красного цвета с набивным зеленым рисунком. Помимо этих фрагментов, в Поль-62 сохранилась узкая тесьма, которая была сплетена из шелковых и серебряных нитей (длина обрывков от 2.5 до 18 см и ширина 0.9 см). В погребении также лежал «фрагмент тончайшего шелка, который, вместе со стеклянной пуговицей, может быть остатками нижней рубахи». Шелковая ткань, по мнению М.В.Фехнер, оказалась византийского происхождения[5] .
Остатки мужской одежды из погребений Гнёздова имеют несколько характерных особенностей, которые позволяют сравнивать эти находки с другими, где сохранность ткани оказалась хуже. Во-первых, для них характерно наличие галунов или шелковой тесьмы вышитой серебряными или золотыми нитями, или вырезанными из шелка. Во-вторых, обязательной деталью этого типа одежды является ряд из однотипных, бронзовых пуговиц грибовидной формы, украшенных насечками (рис. 2, 2). Расположение пуговиц указывает на то, что одежда застегивалась до пояса, а ниже пояса, по-видимому, была распашной. В-третьих, часто с такими наборами пуговиц обнаруживают фрагменты шелковых тканей. Следует особо подчеркнуть, что в раннем средневековье на Севере Европы верхнюю и нижнюю одежду застегивали при помощи специальных застежек с иглой – фибул. Ими скрепляли края одежды, чаще всего плащей и рубах. По-видимому, на фоне повсеместного распространения фибул, одежда, застегнутая на пуговицы, выглядела на лесных пространствах Восточной Европы предельно экзотично.
Ближайшие аналогии остаткам мужской одежды, открытой в могильнике Гнёздово, происходят из некоторых захоронений древнейших древнерусских могильников и камера шведского могильника Бирка. Шведские исследователи называют все остатки верхней распашной мужской одежды с осевым разрезом на груди, застегнутые бронзовыми пуговицами, украшенные тесьмой – «восточными кафтанами»[6]. Фрагменты «восточных кафтанов», наиболее близкие гнёздовским, вместе с пуговицами от таких кафтанов были обнаружены в погребениях № 716, 752, 944, 985, 1074 могильника Бирка[7]. В этих захоронениях нашли от 4 до 18 бронзовых пуговиц, которые лежали в один ряд от черепа до поясного отдела погребенного (рис.3 - крупно). Расстояние от верхней до последней пуговицы колебалось от 10-15 см (4 пуговицы) в камере №985, до 38-40 см в камере №752, где находилось 10 пуговиц[8]. Вместе с пуговицами в погребениях обнаружили фрагменты золото и серебро тканых позументов, которыми обшивали края одежды[9]. За пределами Бирки, на территории Средней Швеции - Свеаланда мужская одежда типа кафтана и литые пуговицы с петелькой распространения не получили. Однотипные пуговицы, наличие галунов, тесьмы и, вероятно, покрой – характерная особенность костюма позволяет говорить о единой моде, как для Бирки, так и для древнерусских памятников. Так как большинство этих находок связано с поздней хронологической фазой Бирки, то и датировать их можно концом IX – X вв. По всей видимости, отрывочные воспоминания именно об этой моде сохранились в скандинавских сагах эпохи викингов. Например, в исландской саге об Эгиле есть упоминание о покрое богатой одежды знатного скандинава. Примерно в 940-960 гг. в Англии Эгилю Скаллагримсону – предводителю дружины викингов и богатому землевладельцу подарили, «длинное одеяние, сшитое из шелка, с золотой каймой и золотыми пуговицами до самого низа»[10].
Цельнолитые пуговицы «восточных кафтанов» в шведской Бирке и в древнерусских некрополях Х в. имели характерную грибовидную форму и круглую петельку для пришивания. Характерные особенности позволяют отличать этот тип литых пуговиц от шарообразных пуговиц с петелькой и других, более поздних видов металлических пуговиц с петелькой. Однако в последующую эпоху большее распространение получили бронзовые пуговицы другой формы – шаровидной или пуговицы грибови

принцип -умри, но сделай. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


дренг




Сообщение: 22
Настроение: супер пуперски
Зарегистрирован: 18.03.10
Откуда: Россия, Химки
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.10 21:23. Заголовок: как дополнение(незнаю пригодится ли)


бляхи подвески из книги Белавина Камский торговый путь.



Шерстяной верх кафтана основан на анализе композита из Дн-4. Шелк, кожа, шерсть. К сожалению, сохранилась только нагрудная часть с пуговицами и разговорами, что позволяет лишь предпологать что основа кафтана была все таки шерстяной.
Разговоры именно на этом кафтане не были выполнены в виде классической шелковой тесьмы с золотным утком. Они были сделаны из одинаковых прямоуголных кусочков полихромного шелка, все стороны которых были подогнуты внутрь и пришиты на грудь обметочным швом.
В погребении ДН-4 были найдены остатки двух кафтанов. От первого, находящегося непосредственно на погребённом, сохранился "нагрудник", состоящий из 26 пар "разговоров" и соответствующего количества пуговиц. Покрыт кафтан был шерстью (возможно выкрашенной в синий цвет), основа (в области груди) - кожа. Разговоры (ширина около 1 см, длинна более 6 см) изготовлены из полихромного шёлка, свёрнутого в полоски и пришитого к основе обмёточным швом. В нашей статье, посвящённой реконструкции одежды и снаряжения погребённого в кургане ДН-4 (Военно-Исторический Сборник №1) разговоры обозначены как золототканные. Это не правильно. К сожалению, исследования этого кафтана были произведены уже после написания статьи. Сейчас к одёжным материалам из кургана ДН-4 обратился Ф.Спасов. Так что уверен, что вскоре нас ждёт интереснейшая публикация, которая значительно расширит наши знания касательно древнерусских кафтанов.
Второй кафтан (интерпретированный О.Фёдоровым как возможные остатки шапки) был положен недалеко от головы погребённого. Сшит он был из шёлка (золотистого цвета).





принцип -умри, но сделай. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
хирдман




Сообщение: 8
Зарегистрирован: 12.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.09.10 23:11. Заголовок: Мысли разных уважаем..


Мысли разных уважаемых людей с Т-Форума на тему кафтанов:
Про кафтан на меху - самый известный - это т.н. кафтан с сенмурвами из Мощевой балки. Он действительно был шёлковым на беличьем меху. Но особенности его покроя позволяют пердполагать исключительную его парадность.
В отличие от него, кафтан из Подорванной балки скорее всего был "повседневным", т.к. обеспечивал полную свободу движения.

Кафтан только из шёлка по аланским материалам вполне возможен. Из шёлка на холщёвой подкладке тоже, но это менее типично.

Опять же, не надо забывать, что у аланов кафтаны делились на верхние и нижние, кафтаны на меху я бы вообще выделил в отдельную группу.

А вообще, есть мнение, что т.н. "древнерусский раннесредневековый кафтан" не был точной копией аланских находок, т.к. ни большое количество металлических пуговиц, ни украшение металлизированным позументом для аланских кафтанов не типично. По этому возможно предположить, что и кроем друвнерусские кафтаны отличались.
в тех случаях, когда можно определить положение пуговиц относительно тела покойного, они лежат линией вдоль позвоночника, т.е. на одежде они должны были крепиться посередине груди. В то же время аланские кафтаны предполагают глубокий левый запах, так что если бы эти "кафтаны" были бы просто аланскими, на которые пришили кучу металлических пуговиц, в захоронении пуговицы должны были бы быть обнаружены по левому боку покойника.

Есть ли захоронения, в которых найдены пуговицы кафтана, но не найдены разговоры либо разговоры не содержали металла (кроме упомянутых остатков шелковых разговоров Гнездово)?
Да, например Тимерёво, курган 295 - 17 пуговиц и остатки золототканой тесьмы, судя по публикации, от обшлагов и ворота. Курган своим инвентарём вообще сильно напоминает Bj-944.
Т.е. имеется ввиду "запашной" кафтан (8 пуговиц и кусок ткани)
Гостята



По поводу консультаций О.Фёдорова. Я консультировал Олега в основном касательно предметов вооружения, снаряжения коня и т.п. Что касается реконструкции одежды, то моя роль сводилась к указанию того, что и где найдено. Олег сам очень хороший специалист в области костюма и его реконструкции имеют хоть какую то подоснову, что крайне сложно для нашего периода.
К сожалению, случаи фиксации одежды 10 века крайне редки и поэтому практически все реконструкции древнерусской одежды гипотетичны.
Реконструкция «безрукого» кафтана основана на упоминании Константином Багрянородным кафтанов печенегов, часть из которых в знак оторванности от Родины носила кафтаны с оторванными рукавами.
Меховая подпушка кафтанов известна по материалам Мощевой балки + изображении болгар на миниатюре 11 века.
Реконструкция основана прежде всего на венгерском материале, где подобные (по форме) застёжки зафиксированы не однажды. Венгерские исследователи трактуют их как застёжки кафтана.
Сейчас можно сказать, что в Венгрии подобные застежки интерпретируются как элемент ЖЕНСКОГО костюма, а никак не мужского.Таким образом, найденные в кургане Гульбище застежки с большой долей вероятности относятся к одежде рабыни (или жены?) погребенной вместе с мужчиной.
Каинов С.Ю.



Кафтан эпохи викингов (с новгородского сайта, почившего в лету)
В качестве верхней одежды скандинавы в "эпоху Венделя" носили распашное пальто. Изображение этого "пальто" можно найти на пластинах, украшавших ряд шлемов, найденных при раскопках в Венделе и Вальсъерде.
Собственно кафтан (распашная или полураспашная одежда с отрезной юбкой) занесен в Скандинавию, скорее всего, не ранее 10 века. Наличие кафтана в погребении фиксируеся по находкам пуговиц и "разговоров". В Бирке(Швеция) найдено не менее 5 кафтанов, в Вальсъерде (Швеция) - один. В работах по исследованию остатков текстиля из Бирки, указывается, что кафтаны изготавливались из шерстяной ткани.
Ингмар Янссон и Инга Хегг называют остатки подобной мужской распашной одежды с пуговицами и галунами-"разговорами" "восточным кафтаном". Но этот термин они используют как весьма условный. Например, Янссон долго считал, что "кафтаны" из Бирки являются подражанием одежде жителей Арабского Халифата.
Наиболее хорошо изучены кафтаны, происходящие с территории Северного Кавказа. Раскрои этих кафтанов не раз публиковались в работах Иерусалимской. В большинстве случаев кафтаны были подбтиты мехом (т.е. выполняли роль тёплой одежды). Подобный способ утепления представлен на одной из болгарских миниатюр ХI в.
Однако хронологический разрыв между скандинавскими и кавказскими кафтанами в 200 лет присутствует и можно лишь предполагать связь между этими типами мужской одежды. Вышитые золотом и серебром галуны-"разговоры" и характерные литые пуговицы "грибовидной" формы отсутствуют как на Северном Кавказе, так и в зоне всей Салтово-Маяцкой (условно "хазарской") культуры. Подобные пуговицы есть в ряде венгерских погребений, но безо всеких следов кафтанов и галунов.
Важнейшее отличие аланских кафтанов Северного Кавказа от тех, что найдены в местах скандинавского присутствия - центровка запаха на груди, аланские имеют смещение на сторону. Количество пуговиц также разнится, если на аланских стандартное количество 4-5, то на европейских находках оно существенно больше.
Несет ли это изменения кроя - неизвестно.На территории России нет НИ ОДНОГО целого кафтана, по которому возможно изучить досконально этот тип одежды. В Гнездово. в Дн-4 осталась лишь нагрудная часть с разговорами и пуговицами, скорее всего, благодаря окислению пуговиц. В Шестовицах, по публикации подобной нагрудной части, невозможно ничего разобрать, опять же никаких остатков. В Бирке то же самое, но на планах погребений видны лишь развалы множества пуговиц, вытянутых в линию, и никакого текстиля. Несколько десятков пуговиц - скорее всего, так же от кафтанов, - найдены в погребениях по обряду трупосожжения в Седневском и Черниговском могильниках.
Чуть подробнее о Гнездовском кафтане. Верхняя часть кафтана представляет собой два ряда тесно расположенных золототканных шелковых орнаментированных нашивок - по 24 с каждой стороны от застежки. Это "разговоры", их ряд на правом поле заканчивается закрепленными на шнурках бронзовыми пуговицами, а левый ряд - петельками. Все пуговки имеют гладкую поверхность, кроме верхней - рубчатой.


Довод - "Предки ведь не дураки были" - не применим в реконструкции. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
хирдман




Сообщение: 9
Зарегистрирован: 12.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.09.10 23:14. Заголовок: Реконструкция тесьмы..

Довод - "Предки ведь не дураки были" - не применим в реконструкции. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет